Как узнать у ребенка талант


«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.



Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

 Профессор Музыки 1 - комплект программ по музыке для детей

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.



Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.



В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа – сложная и непредсказуемая вещь! :)

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.



Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется – не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

 

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами).



Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.


1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.

2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).

3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.


Продолжение следует...

Автор

Желаю Вам успехов! До новых встреч!
Алексей Выграненко
композитор, педагог

Перейти к списку статей >>

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.


Комментарии посетителей:


feed_back


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'

в АРХИВ рассылки →

Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Марина Куприянова Я работаю учителем музыки в обще- образовательной школе. Активно применяю комплект "Музыкальные аркады" на своих уроках. Дети в восторге, да и я тоже. Особенно радует тот диапазон уровней сложности, который позволяет играм быть доступным для малышей, а также интересным для более старших детей....Благодаря этим играм я нашла более "короткий" путь к детям с навыками одаренности, особенно скрытой одаренности. Ведь далеко не все дети способны раскрыть свои музыкальные способности по ряду причин.

Марина Куприянова
учитель музыки, г. Нижневартовск

Что сделать, чтобы ребенок начал творить и ощутил себя композитором?


Вам нужен лишь AZEMUS FS 1.2, чтобы ваш компьютер стал синтезатором!
как узнать у ребенка талант

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »

Покажите вашему ребенку эти игры! Всего 20-30 минут, чтобы заметить, как навык развился!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа

Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "

Как узнать у ребенка талант


«Как узнать, есть ли у ребенка как узнать у ребенка талант склонность к музыке?»
«Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?»
«Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?»

В этой части мы обсудим пять вопросов, связанных с определением музыкальных способностей ребенка. Ответы на эти вопросы помогут родителям сделать серьезный выбор – отдавать ли ребенка учиться музыке или нет.



Определить наличие музыкальности и таланта, уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:

  • Беседа с ребенком
  • Определение общей музыкальности ребенка
  • Тестирование музыкальных способностей

Как определить музыкальность ребенка в раннем детстве, в дошкольном и младшем школьном возрасте, а также различные способы тестирования музыкальных способностей, мы подробно рассмотрим чуть позже. Сейчас, я хочу обратить ваше внимание на первый способ.

Беседа с ребенком кажется самым простым и элементарным способом узнать о его способностях и склонности к музыке, однако на практике это оказывается весьма не просто. Если вы просто начнете расспрашивать ребенка, он вряд ли ответит вам что-нибудь вразумительное. Сделать это надо между делом, специально подготовив ситуацию так, чтобы разговор прошел естественно, и не был похож на допрос. Вы можете поговорить с ним в процессе игры или после прослушивания детской музыки, можно и не говорить специально, а возвращаться к нужной вам теме время от времени.

Как бы то ни было, беседа с ребенком должна преследовать две цели.

1) Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.

Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте критических выводов! Возможно, ваш ребенок – интроверт, и глубокие чувства, которые его переполняют, просто не проявляются «снаружи». Возможно, он еще «не умеет» выражать свои эмоции и чувства (делать это осознанно). Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит ни только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить – возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

Итак, вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.

2) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству. Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма)? Какие мультики или фильмы он любит смотреть и почему? Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

Помните, для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).

 Профессор Музыки 1 - комплект программ по музыке для детей

Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать и играть на подушках как на барабанах; мультики он любит про Человека-паука, потому что он всех защищает и всегда побеждает «плохих монстров», читать он любит энциклопедии про животных, а любимая песня у него «Новый Год к нам мчится...» и не только споет, но и танцевать при этом начнет... У вас есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.



Наблюдая за ребенком (или вспомнив, каким он был в этом возрасте), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

  • повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
  • явное проявление интереса к звучанию музыки,
  • яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке),
  • малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

Некоторое время назад, ученые проводили специальное исследование с малышами в возрасте до одного года – с помощью несложных тестов они выяснили, что большинство детей, якобы, с рождения обладает «абсолютным» музыкальным слухом. Этот факт подтверждает мнение, что все люди обладают примерно одинаковыми способностями (в том числе и музыкальными), и только уровень развития этих способностей у всех разный.

Этот факт позволяет также сделать следующий вывод: само по себе наличие способностей не влияет на успех человека в той или иной сфере деятельности. Можно обладать развитыми от рождения музыкальными способностями – красивым, сильным голосом, абсолютным слухом, и при этом ненавидеть музыку. Любое образование, в том числе и музыкальное, для того и существует, чтобы развивать необходимые способности в своей сфере и давать определенные знания. Что же тогда важно для достижения успеха? Важен интерес, склонность человека к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие люди. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.

Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.



В этом возрасте применимы все три способа – беседа с ребенком, тестирование (мы поговорим о нем чуть позже), и определение общей музыкальности ребенка.

Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?

1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.

Следует помнить, что воспитание ребенка играет большую роль в этом вопросе, но не главную. Если ребенок музыкален от природы – он проявит это, неважно, занимались вы с ним музыкой или нет. Если от природы у него нет склонности, «тяги» к искусству, вы можете «расшибить себе лоб», но только разовьете в ребенке отвращение к музыке. Все что вы можете – помочь ребенку раскрыть свою музыкальность, дать ему возможность проявить себя. Если ребенок проявил интерес к музыке в раннем детстве, но родители не обратили на это внимание, интерес ребенка, скорее всего, угаснет. Но это может произойти и в том случае, если вы усиленно занимались с ребенком – пели и разучивали песенки, слушали музыку, играли на детских музыкальных инструментах. Что поделать, человеческая природа – сложная и непредсказуемая вещь! :)

2) Ваш ребенок легко и на долго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное). Реже – сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта. Во всяком случае, все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.

3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.



Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти. Подобные тесты обычно проводят на собеседовании, когда принимают ребенка в музыкальную школу. Эти тесты очень простые, но для их выполнения требуется минимальный набор музыкальных знаний и навыков у родителей, и, в ряде случаев, наличие фортепиано.

Тест 1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

Тест 2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Теперь нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга), и спросите, сколько звуков прозвучало теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди. Сыграйте любой аккорд двумя руками (в широком расположении), и спросите, сколько звуков прозвучало (один, или много).

Первые два теста проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется – не переживайте, понять эти вещи не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный/первый класс музыкальной школы).

Тест 3. Спойте ноту Ми первой октавы (например, на слог «ля» или простое «а») и попросите ребенка повторить. Затем спойте ноту Ля первой октавы и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, спойте ноты выше: До-Ми второй октавы, или наоборот ниже: Си малой – Ре первой октавы. Попробуйте разные ноты, для того чтобы определить диапазон голоса ребенка.

Важно, что бы вы пели сами, без помощи фортепиано. Чтобы спеть точно воспользуйтесь камертоном. Дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу. Если же у вас не получается, и вам трудно точно попасть в ноту, лучше, конечно же, использовать фортепиано. Не используйте детские музыкальные инструменты – дудочки, ксилофоны, детские синтезаторы и прочие.

Тест 4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить. Вот примеры таких фраз:

 

Тест 5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Таким образом, тесты 3-5 позволяют вам проверить:

  • музыкальный слух ребенка,
  • музыкальную память,
  • «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
  • диапазон голоса ребенка,
  • может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).

Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту, значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Бывают, конечно, и исключения, так называемые «гудошники». Эти дети могут петь в очень узком диапазоне, совершенно не интонируют и не могут понять даже общее направление мелодии. На самом деле, таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами).



Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.

Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности. Например, такие:

Тест 2. Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной детской музыки, например, «Летки-Енки».

Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче, но это не дает гарантии того, что через месяц ему не надоест.


1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.

2) Развитые музыкальные способности, такие как музыкальный слух или чувство ритма, не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).

3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.


Продолжение следует...

Автор

Желаю Вам успехов! До новых встреч!
Алексей Выграненко
композитор, педагог

Перейти к списку статей >>

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.


Комментарии посетителей:


feed_back


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'

в АРХИВ рассылки →

Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Марина Куприянова Я работаю учителем музыки в обще- образовательной школе. Активно применяю комплект "Музыкальные аркады" на своих уроках. Дети в восторге, да и я тоже. Особенно радует тот диапазон уровней сложности, который позволяет играм быть доступным для малышей, а также интересным для более старших детей....Благодаря этим играм я нашла более "короткий" путь к детям с навыками одаренности, особенно скрытой одаренности. Ведь далеко не все дети способны раскрыть свои музыкальные способности по ряду причин.

Марина Куприянова
учитель музыки, г. Нижневартовск

Что сделать, чтобы ребенок начал творить и ощутил себя композитором?


Вам нужен лишь AZEMUS FS 1.2, чтобы ваш компьютер стал синтезатором!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »

Покажите вашему ребенку эти игры! Всего 20-30 минут, чтобы заметить, как навык развился!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа

Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "

Как узнать был ли человек лишен прав

«Как узнать, есть ли у ребенка склонность к музыке?» «Есть ли у него музыкальный слух или чувство ритма?» «Достаточно ли развиты способности моего ребенка, чтобы учиться музыке?».

Как узнать у ребенка талант

Музыкальное развитие ребенка: 33 ответа на вопросы родителей

Как узнать у ребенка талант

УСПЕШНОЕ ЛЕЧЕНИЕ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТЕТЕЙ., Здоровье

Как узнать у ребенка талант

Как выбрать велосипед - советы по выбору велосипеда

Как узнать у ребенка талант

Исповедь-10 советов Бобруйский священник

Как узнать у ребенка талант

Тест Какой талант вам пора проявить?

Как узнать у ребенка талант

Как детям заработать деньги

Как узнать у ребенка талант

Афоризмы и цитаты про детей

Как узнать у ребенка талант

Time To Travel Travel Tips Information

Как узнать у ребенка талант

49. Дивергенция и ротор магнитного поля

Как узнать у ребенка талант

Cached

Как узнать у ребенка талант

HTML, ЖЖ Тэги Как форматировать текст, вставить картинку

Как узнать у ребенка талант

«Этот город наш с тобою». Где и как снимали фильм «Москва